Зеркальные фотоаппараты — 25 практических советов

12 сентября 2013

Зеркальные фотоаппараты — 25 практических советов

zerkalka.jpg

Современные цифровые зеркальные фотоаппараты, будь то Canon, Nikon, Pentax, Olympus или что-то иное, суть достаточно сложные устройства и требуют, как минимум, внимательного прочтения инструкции для их успешного освоения. Однако, как говорится, и на старуху бывает поруха. Порой бывалые фотографы забывают банальные вещи, отчего запланированная фото-вылазка может попросту не состояться.

В данной статье приведены 25 практических советов для владельцев зеркальных цифровых фотоаппаратов. Надеюсь, они будут вам полезны. Вэлкам!

1. Перед каждой съемкой проверяйте настройки вашего фотоаппарата. Самая частая ошибка — неправильное ИСО. Вчера снимали в темноте и выставили 1000, а то и больше? А сегодня продолжаете на том же значении снимать в яркий полдень. Просто потому что забыли. В результате сами знаете, что получится. То же самое касается и других настроек. В частности — режима съемки. Если вчера вечером снимали на длинной выдержке, да так и оставили, то не удивляйтесь, что сегодня днем вы проворонили интересный быстротекущий кадр.

2. Форматировать нельзя стирать. В каком месте этого предложения поставить запятую? Правильно, вначале. Если хотите, чтобы ваши карты памяти служили дольше, не стирайте неудачные снимки в ходе съемок. Лучше заполните карточку до конца, а потом, после сохранения снимков на компьютере, заново ее отформатируйте. Причем в фотоаппарате, а не на том же компьютере.

3. Своевременно обновляйте прошивку. На официальных сайтах производителей фотоаппаратов всегда можно найти свежую версию программного обеспечения (так называемой «прошивки») для вашей модели фотоаппарата. Установить ее проще простого: скачиваете с официального сайта, записываете на карту памяти, вставляете ее в фотоаппарат и находите в нем соответствующий пункт меню. Достаточно одного нажатия кнопки ОК.

4. Всегда заряжайте аккумуляторы, когда собираетесь на съемку. Даже если вы это делали вчера и потом сняли всего с десяток кадров. Хуже нет, когда рассчитываешь на остаточный заряд, а его не хватит на самый интересный кадр.

5. Устанавливайте разное разрешение снимков. Вы фанат RAW и даже банальную объяву на заборе (например, чтобы не забыть) снимаете в нем же? Это жесть! Многие, очень многие виды съемок на самом деле не требуют большого разрешения кадра, а тем более в формате RAW. Не обольщайтесь, каждый ваш «щелк» — далеко не шедевр. Кроме того, иной раз важнее скорость серийной съемки, нежели большое разрешение. А при меньшем разрешении скорость, несомненно, выше.

6. RAW, JPEG или сразу оба? Некоторые современные цифровые фотоаппараты предлагают одновременное сохранение снимков в обоих форматах. Скорость записи на карту памяти при этом может быть довольно медленной. Что также может привести к потере времени и несостоявшимся интересным кадрам. Поэтому важно заранее решить, что вы будете в дальнейшем делать со снимками. Если изначально подразумевается серьезная обработка фотографий, то снимать следует в RAW. Если же нужно быстро показать или распечатать снимки, то можно доверить обработку камере и снимать в JPEG.

7. Экспериментируйте. Если есть куча свободного времени, а снимать особенно нечего, то гоняйте свой фотоаппарат и сопутствующее оборудование на всех возможных и даже невозможных режимах, чтобы досконально изучить их потенциал.

8. Не экономьте на штативе. Хороший штатив = тяжелый штатив. И достаточно дорогой. Хотя, собственно, все тяжелые штативы являются дорогими, так как заведомо рассчитаны под серьезную фотоаппаратуру. Новомодный углепластик — сомнительное приобретение. То, что легче — легче уронить. И, самое главное, не забудьте взять его с собой на фотосессию :)

9. Если не накопили на хороший штатив, используйте подручные средства: дерево, перила, стену здания или просто мешочек с рисом (горохом, перловкой и т.п.)

10. «Горизонт завален!» Знакомая фраза? Зачастую даже у опытных фотографов случается эта оказия. Помочь может специальный пузырьковый уровень, который можно вставить на место горячего башмака в фотоаппарате. Есть такие в продаже. В некоторых моделях фотоаппаратов есть встроенный уровень горизонта. На самом деле штука весьма полезная. Особенно при съемках в городе, когда горизонта вообще не видно.

11. Двойная проверка. Вы, конечно, можете помнить наизусть все серии Санта-Барбары, а в своей фото-сумке знаете в лицо каждую застежку и общее количество карманов и отделений. Однако это не повод отлынивать от проверки содержимого сумки перед каждой отправкой на фотоохоту. Причем не только оборудования, но и его составных частей: аккумуляторы (в том числе и для вспышки), карты памяти, фильтры, адаптеры, спусковой тросик, чистящие салфетки наконец.

12. Покупка объективов. Притча во языцех. Ничто так не утомляет и не дергает зудящий нерв, как выбор «правильных» линз. Почему слово «правильных» в кавычках? Да потому, что все это от лукавого. В прошлом веке великие фотографы снимали допотопными фотоаппаратами с не менее допотопными объективами. И при этом умудрялись создавать шедевры. Сегодняшние, так называемые, китовые объективы на несколько порядков более сложные и качественные устройства. Поэтому, если вас что-то не устраивает в таком объективе, то в большинстве случаев это надуманные и пустые заморочки. Умелый фотограф сделает шикарный кадр таким объективом, а неумелый и стеклом за $3000 не снимет ничего интересного. И, что всего обиднее, на его снимке не будет видно, что это снято объективом за 3 штуки баксов.

13. Старье берем? Есть масса старых механических объективов, оставшихся еще с пленочных времен. Соответственно, цена на них гораздо ниже современных. Есть немалое искушение купить раритет за пригоршню монет. Но надо четко понимать, что эти линзы делались в расчете именно на пленку, а не для цифровых матриц, у которых есть собственные микро-линзы и которые совсем иначе воспринимают свет под углами. Из старья можно выбрать только несколько действительно легендарных линз, но это уровень сильно продвинутого фото-художника, которому данные советы уже не нужны.

14. Вам резкости надо? Их есть у меня! Есть такое загадочное слово ГРИП. Означает вовсе не сопли-кашель-колбаса, а глубину резко изображаемого пространства. Иными словами — насколько много пространства можно охватить вашим фотоаппаратом с данным объективом, чтобы все было на картинке резко. Здесь в игру вступает понятие «гиперфокальное расстояние». Чтобы не сильно мудрить, скажем так: если вы целитесь в дерево на некотором расстоянии от вас, то гиперфокальное расстояние будет равно половине расстояния от дерева в вашу сторону и все остальное пространство от дерева в сторону горизонта. Ясен пень, что для различных фотоаппаратов, а еще больше для различных объективов это расстояние будет разным. И, кроме того, зависит от расстояния до снимаемого объекта. Чтобы окончательно определиться, есть замечательный онлайновый инструмент — DOFMaster

15. Чей палец в кадре? Большинство зеркальных фотоаппаратов не показывают в окне видоискателя 100% снимаемого кадра. В результате чего вы можете получить на снимке нежелательные посторонние объекты по краям кадра. Его, конечно же, можно будет впоследствии обрезать. Но если по краю идет что-то нужное и полезное, то лучше сразу проверить снимок по ЖК экрану и, в случае чего, переснять кадр.

16. P, S, A, M или сюжетные режимы? Думающий фотограф с насупленным лбом и высунутым языком, крутящий колесико режимов съемки — это, конечно же, похвально, похвально. Но иногда не стоит изобретать велосипед. Ибо гений человечьей мысли, реализованный в современной цифрозеркалке, предусмотрел массу готовых решений, которые могут значительно упростить процесс фотографирования и даже заметно улучшить результаты. К примеру, если вы любите фотографировать жанровые сценки, прогуливаясь по Парижам, то смело ставьте режим Р (Программма). В 95% случаев фотоаппарат сам сделает все правильно. Вам лишь нужно поймать знаменитый «решающий момент». И это будет гораздо круче, чем строить из себя профи, наруливая неизвестно что в режиме М и тупо упуская шикарные моменты бытия.

17. Режим Р — не тупо автомат. Данный режим позволяет гибко регулировать настройки фотокамеры. Если вам нужно быстро снять портрет очаровательной парижанки и при этом хорошо размыть фон, то используйте сдвиг программы, открывая диафрагму шире насколько это возможно. Автоматика сама выберет нужную выдержку и ИСО.

18. Режим S или А? Многих новичков вводит в ступор данный выбор. Чтобы было проще решить, определитесь, что для вас в данный момент важнее: быстротекущее действо или объем снимка. Если нужно снять что-то быстро происходящее — спортивные состязания, несущийся Шумахер или падающий из окна рояль — то используйте приоритет выдержки (S). Если же главное в снимке глубина резкости, то соответственно выбираете режим приоритета диафрагмы (А). Все просто!

19. В сложных условиях используйте брекетинг. Если снимаете невесту в белом платье на фоне угольной кучи, или черного кота на верхушке дерева в яркий солнечный день, то получите либо белое пятно на черном фоне, либо белое небо с черной точкой вместо котэ. Автоматика камеры в таких условиях часто ошибается с выбором правильной экспозиции. Поэтому есть смысл использовать полезнейшую функцию под названием брекетинг. В самом простом случае камера делает три кадра с разной экспозицией: обычную, с недодержкой, с передержкой. Потом можно из них выбрать наиболее подходящий или вообще совместить в Фотошопе все три, дабы получить на выходе конфетку.

20. Учитесь читать гистограмму. Это не сложно, но очень полезно. Особенно когда снимаете в яркий солнечный день. Большинство ЖК экранов фотоаппаратов на дневном свету показывают блеклую картинку, по которой нельзя толком определить хорошо ли снят кадр. И с точностью до наоборот: вечером или в помещении ЖК экран показывает достаточно яркую картинку, тогда как на самом деле снимок может быть тусклым и недодержанным. Поэтому более точную картину покажет гистограмма, которую легко вывести на экран во время просмотра кадров. Читать гистограмму легче легкого: если график значительно уполз вправо и лепится к правой стенке, то ваш кадр явно передержан (пересвечен). Если же наоборот график лепится к левой стенке, то кадр недодержан (недосвечен), а стало быть в тенях деталей будет не видно, да и шум может появиться. Соответственно, делаем поправку экспозиции в нужную сторону. Оптимум — график посреди экрана, можно чуть правее.

21. Матричный (оценочный) или точечный режим замера экспозиции? Какой выбрать? В большинстве случаев стоит полагаться на матричный режим. Он оценивает всю снимаемую сцену целиком и выдает усредненный вариант, который вполне адекватен в 95% случаев. Если снимаете в сложных условиях, как в примере с невестой и котом, то имеет смысл переключиться в точечный замер, который отдает приоритет центру снимка. Соответственно, целиться нужно в объект центральной точкой, а затем зажимать кнопку фиксации экспозиции и строить кадр как надо.

22. Быть или не быть — вот в чем фигня! В данном случае — использовать или не использовать различные светофильтры? Есть великое множество различных светофильтров под различные задачи. Какие-то из них весьма полезные, другие пришли из пленочной фотографии практически без изменений и их использование весьма сомнительно. Многие утверждают, что любой фильтр только портит работу объектива, являясь, по сути, лишней преградой на пути света. Вообще действие любого фильтра можно повторить в Фотошопе. За исключением, пожалуй, нейтрально-серого, который дает возможность в светлое время суток снимать на длинных выдержках и при этом не пересвечивать кадр. Например, при съемке движущейся воды, когда надо получить молочный эффект. Тут уже без фильтра никак.

Ну и еще, пожалуй, поляризатор. Блики с поверхности воды или с витрин он убирает, хотя это и не всегда оправдано, так как редкий водоем интересен своими внутренностями, а отражения в витринах порой гораздо интереснее их содержимого.

23. Баланс белого — автомат или предустановки? Все зависит от условий съемки. Если это опять же яркий солнечный день, когда снимает подавляющая масса народу, то нет смысла париться и можно доверить ББ автоматике фотоаппарата. Но если съемка ведется в помещении или на вечерней улице, когда источники света самые разные, то тут надо выбирать экспериментальным путем. Либо вообще снимать в RAW, где баланс белого неактуален и его всегда можно будет потом поправить на компьютере.
Однако и днем можно значительно улучшить снимок, если поиграться с ББ. Например, в серый пасмурный день, когда небо сплошное молоко, можно выставить ББ на значок тучи, и тогда снимок станет заметно теплее. Если же сделать это в солнечный день, то будет полное впечатление вечернего закатного солнца.

24. Использование заполняющей вспышки. Довольно часто можно прочитать (и даже в серьезных фото-изданиях), что встроенная в зеркальном фотоаппарате вспышка — это зло. Мол, она недостаточно мощная, а с близкого расстояния лепит прямо в лоб и делает из людей вампиров. Все так да не совсем. Встроенную вспышку можно и нужно использовать в качестве заполняющей, когда съемка ведется против яркого источника света. В зеркальных фотоаппаратах ее мощность можно регулировать в значительных пределах. Иногда достаточно лишь небольшой мощности вспышки, чтобы подсветить лицо портретируемого человека и сделать хороший снимок.
Кроме того, у встроенной вспышки имеются и собственные режимы работы. С ними стоит поиграть и научиться пользоваться. Иной раз они могут дать весьма интересные эффекты.

25. Смена объективов. Не секрет, что наибольший вред зеркальным фотоаппаратам наносит вездесущая пыль. Особенно это актуально при смене объективов. И даже если вы будете менять их со световой скоростью, а камеру держать дулом вниз, то это все равно не гарантирует полной защиты, ибо таковой не существует. Дело в том, что пыль в камеру заносит вовсе не ветром, а непосредственно матрица притягивает частицы из-за имеющегося на ней статического электрического заряда. Это как магнит. Поэтому, когда меняете объективы, то всегда выключайте питание фотоаппарата!

Шикарных вам снимков и да пребудет с вам Сила фото-джедаев! :)

Источник: © photoradar.com


С этой статьей читают еще:




Фото-видео Ассоциация «PetroVideo»
Санкт-Петербург
+7 (911) 910-73-47

Фотограф Геннадий Степаненков